Прочность и долговечность тротуарного покрытия в значительной степени зависят от качества устройства пирога основания. При контроле проведения работ необходимо обращать внимание не только на качество расходных материалов, но и то, как выполняются операции по уплотнению несущих слоев.
К разрушению тротуарного покрытия уже через 1-2 сезона эксплуатации приводит, в первую очередь, низкое качество работ по устройству основания. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются заказчики - проседание и образование провалов тротуарной плитки (особенно, в местах пролегания подземных коммуникаций). В образовавшихся “волнах” образуются лужи, а ямы и провалы просто опасны для движения пешеходов.
Рис: Примеры проседания тротуарной плитки:
Исправить подобные проблемы без демонтажа всего или части покрытия невозможно, что влечет за собой существенные финансовые траты и неудобства, связанные с проведением работ. Исполнителям ремонта приходится не только заново укладывать тротуарной плитку, но и производить повторное устройство основания.
Чтобы не столкнуться с описанной выше ситуацией, мы рекомендуем заказчикам обращать особое внимание на качество работ по устройству основания и, особенно, качество уплотнения (трамбовки) всех его слоев.
Несущий слой должен быть щебеночным. При этом в нем не должно быть много пустот, через которые песок из верхнего подстилающего слоя сможет проникать в тело основания и вызывать деформацию тротуарного покрытия. Качественно подготовленное щебеночное основание представляет собой прочно утрамбованный слой (“корку”), а уплотняющая техника не оставляет следов воздействия.
Рис: Процесс уплотнения щебеночного слоя происходит в несколько проходов
Рис: На плотно утрамбованном основании техника не оставляет следов воздействия
Плотно утрамбованное основание - гарантия того, что тротуарная плитка не просядет!
Существуют правила подготовки несущего слоя, следование которым позволяет достичь необходимой прочности основания:
1. Щебеночное основание выполняется методом заклинки, при этом используются основная (20...40 мм) и расклинивающая (5...10 мм) фракции щебня.
2. Максимальная толщина уплотняемого слоя ограничивается в пределах 15 см.
3. Производится тщательное уплотнение слоев, при этом важно следить за количеством проходов по одному следу.
4. Уплотнение слоев основания ведется от краев к центру по схеме:
5. Толщина щебеночного слоя в уплотненном состоянии (!) должна составлять 15 см для пешеходных дорожек и 20-30 см для покрытий, рассчитанных на заезд или стоянку а/т.
Поверх несущего щебеночного слоя устраивается подстилающий (монтажный) слой из песка - для него используются пески по ГОСТ 8736 средние и мелкие II класса и пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324.
Рис: Устройство подстилающего слоя из песка
На практике, подрядчики по мощению часто используют в качестве подстилающего слоя не песок, а гарцовку (сухую песчано-цементную смесь). Среди специалистов нет единого мнения по поводу предпочтительности того или другого материала.
Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна составлять 3…5 см (для тротуарных камней/плит толщиной до 12 см).
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности уплотненного несущего слоя вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку плитки. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней мощения и материала подстилающего слоя, она устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.
На подстилающий слой укладывается тротуарная плитка, которая после монтажа также трамбуется виброплитой с силиконовым ковриком, защищающем верхний слой покрытия.
Рис: Финальная трамбовка тротуарного покрытия виброплитой с силиконовым ковриком
Данная ситуация часто встречается во внутренних дворах многоквартирных домов, когда жители заезжают на тротуары или пешеходные дорожки, чтобы запарковать свои автомобили. В этом случае толщина слоев основания тротуарного покрытия оказывается недостаточной, и оно не справляется с нагрузками.
Таблица: Конструкция дорожных одежд
Другой причиной проседания тротуарного покрытия может быть неверно выбранный рисунок укладки плитки. Это особенно важно для покрытий с уклоном и покрытий, рассчитанных на движение транспорта.
Укладка плитки по схеме «шов в шов» или «в шахматном порядке» образует сплошные швы, что не пригодно для автомобильного движения!
Рис: Укладка плитки «шов в шов» в местах проезда а/т может стать причиной разрушения покрытия
Рис: Укладка плитки «в шахматном порядке» подходит только для мощения пешеходных зон
Предпочтительно укладывать плитку в разбежку («ложковая укладка» и, особенно, «елочкой»). Эти схемы укладки обладают высокой степенью заклинки (перевязки) камней мощения относительно друг друга. При эксплуатации все места стыков подвергаются примерно одинаковому износу и в контакте с колесом находится максимальное количество камней.
Рис: Примеры перевязки тротуарной плитки (схемы а, б, в, г – пригодны для автомобильного мощения, схема д – только для пешеходного)
Уважаемые клиенты!
Даже самая качественная тротуарная плитка не гарантирует долговечность и целостность Вашего покрытия, если не была соблюдена технология ее укладки.
Мы настоятельно рекомендуем тщательно подходить к вопросу выбора подрядчиков, проверять их компетентность и контролировать весь ход выполнения работ по мощению. Это избавит Вас от возможных проблем при дальнейшей эксплуатации тротуарного покрытия и позволит наслаждаться качественным благоустройством Вашего участка или общественной придомовой территории долгие годы!