В процессе эксплуатации тротуарное покрытие подвергается воздействию различных внешних и механических факторов, вследствие чего на покрытии могут появиться загрязнения и пятна. Часть таких загрязнений довольно легко очищается при помощи бытовой химии, но иногда для восстановления внешнего вида мощения требуется проведение целого комплекса мероприятий по уходу с применением профессиональных средств.
Мы составили подробный обзор, с помощью каких средств можно избавиться от различных видов пятен на тротуарной плитке.
Свежие нефтяные пятна (машинное масло, дизельное топливо и т.п.) можно убрать с помощью впитывающих материалов - бумажные полотенца, ветошь, опилки. При этом не следует прибегать к усиленному трению, чтобы избежать загрязнения большей поверхности тротуарной плитки. Трудно выводимые масляные и жирные пятна следует удалять с использованием органических растворителей - уайт-спирит, сольвент и т.п. (с осторожностью на цветных покрытиях!).
Из числа современной строительной химии рекомендуется использовать очищающие средства MC Entoler, Basf PCI Entoeler. Можно также использовать специальный биосорбент “Эколан М”, разлагающий нефтепродукты. Загрязненный при этом песок в межплиточных швах лучше заменить чистым.
Белые пятна на тротуарной плитке - это следствие появления высолов (белых солевых налетов) и известковых отложений. Через 1-2 года эксплуатации высолы, как правило, исчезают сами под воздействием дождей.
Для быстрого удаления высолов и улучшения внешнего вида тротуарного покрытия применяются специальные химические составы - “Типром”, “Неомид”. В зависимости от степени загрязнения продукт необходимо растворить в воде в необходимой пропорции, определяемой рабочей инструкцией. Полученный раствор наносится щёткой, валиком или кистью на предварительно смоченную поверхность. Образование в первые секунды обработки пенящейся пленки является признаком реакции нейтрализации высолов.
Расход рабочего состава составляет в среднем 200 грамм на квадратный метр покрытия. По окончании обработки поверхность мощения необходимо дополнительно промыть водой из поливочного шланга.
Для удаления следов цементного раствора можно использовать средства от высолов типа “Неомид” или порошок Donnitil 3 X от МС Bauchemie. Эти очистители обладают высокой эффективностью по отношению к широкому спектру загрязнений.
Пятна битума целесообразно удалять жесткой металлической щеткой или скребком. Очистку лучше проводить в зимнее время (либо использовать лёд), когда битум становится ломким, хрупким и легко выкрашивается с поверхности тротуарной плитки.
В некоторых ситуациях на тротуарной плитке могут появляться следы ржавчины. Например, ударное воздействие ковша спецтехники на тротуарное покрытие приводит к образованию царапин и сколов на плитке, которые со временем пигментируются частицами железа и приобретают ржавый оттенок.
Ржавчина может проявляться в том числе и в сырьевых материалах для производства тротуарного камня (песок), а также в паллетах на складе готовой продукции при хранении в несколько ярусов. При действии дождей металлические гвозди в транспортных поддонах ржавеют и образовавшиеся раствор стекает на нижележащие ряды продукции, окрашивая ее в желтоватые разводы.
Для удаления ржавчины успешно применяется средство МС-Rost EX. Следует иметь в виду, что компоненты, входящие в состав очистителя, вступают в реакцию с бетоном, что может привести к вымыванию частиц красящего пигмента (на цветной плитке) и обнажению зерен заполнителя. Поэтому сразу после применения средства необходимо тщательно смывать его большим количеством воды.
Жевательную резинку и граффити лучше всего удалять при помощи горячего пара или с использованием специальных средств очистки, например, использовать защитное изолирующее покрытие на основе воска PCI® Silconal AG Basf. Можно применять и обычные щетки с жестким ворсом, но с осторожностью - существует опасность поцарапать поверхность.
Следы от автомобильных шин также удаляются при помощи горячего пара, либо бытовых моющих средств (уличных шампуней), растворенных в горячей воде.
Сажа удаляется с тротуарной плитки с помощью обычного мыльного раствора. В случае более сильного загрязнения можно использовать смесь стирального порошка и отбеливателя (без хлора!). В обоих случаях после использования моющих средств их нужно смыть обильным количеством воды.
Камни и плиты мощения с фактурной лицевой поверхностью Стоунмикс могут подвергаться сильному загрязнению за счет попадания грязи, глины и чернозема в пустоты между зернами обнаженного заполнителя. Таким образом, зернистая поверхность плитки забивается мусором, теряется эстетика.
Для очистки подобных загрязнений можно использовать высокоэффективное очищающее средство Donnitil 3 X производства МС Bauchemie. Продукт поставляется в виде тонкодисперсного порошка. Концентрация раствора подбирается в зависимости от степени загрязнения покрытия. Дополнительным преимуществом данного материала является его способность нейтрализовывать высолы на покрытии. Алгоритм действия продукта аналогичен принципу работы средств от высолов, указанных выше.
Для регулярной сухой уборки от мусора или пыли можно использовать сухие щетки, подметальные машины или садовые пылесосы (типа Karcher, STIHL и т.п.). Категорически запрещается использовать инструменты или механизированную уборочную технику с металлической рабочей частью, которая может повредить верхний слой тротуарного покрытия.
Один раз в месяц тротуарной плитке требуется влажная уборка щеткой или мойка. При влажной уборке рекомендуется направлять струю воды под малым углом к покрытию, чтобы снизить до минимума любой риск повреждения межплиточных швов (при повреждении швов необходимо произвести их просыпание песком).
В европейской практике для регулярной мойки покрытия применяются так называемые уличные шампуни, представляющие собой комплекс поверхностно-активных веществ, позволяющих очищать поверхность от грязи, следов резины и освежать цвет покрытия. Первоначально поверхность тротуара увлажняют, затем наносят шампунь, после чего смывают дважды. Расход шампуня составляет в среднем 1 литр на 1 м3 воды.